Энергетическое обследование СРО – о чём вы могли никогда не узнать
Почти пять лет прошло с момента, когда был принят Федеральный закон № 261-ФЗ, который утвердил нормы энергосбережения и энергоэффективности в РФ. Он же ввёл понятие саморегулирования в эту сферу. Политика здесь выстраивалась весьма трепетно, поэтому будет интересно узнать: какие слабые стороны выявляет энергетическое обследование СРО.
Существует три разновидности вранья: ложь, наглая ложь и статистика.
Бенджамин Дизраэли
Государственная политика России, которая впервые встала на неизвестную тропу энергосбережения получила свое начало, как уже говорилось в 2009 году. Предполагалось, что энергосберегающая реформа будет носить системный характер. Об этом свидетельствуют и появление понятия обязательного обследования, и членства в СРО.
Но дьявол кроется в деталях. По мнению экспертов, был совершён ряд тактических ошибок, которые необходимо исправить.
Энергетическое обследование СРО показало правовые ошибки
Первая и, пожалуй, самая существенная – закон об энергосбережении является законом непрямого действия.
То есть, в случае с тем же Градостроительным кодексом не надо принимать дополнительных нормативно-правовых актов, чтобы он начал работать. А вот с ФЗ-261 все обстоит несколько иначе. Несколько десятков документов было принято для того, чтобы он начал действительно работать, а его нормы не носили декларативного характера.
Вторая ошибка – это низкая инвестиционная привлекательность таких объектов.
Не было создано реально действующего механизма по привлечению капитала частников. Хотя чиновники сделали ставку на эти денежные средства в большей степени, нежели на государственные. В результате программа по энергосбережению начала работать только благодаря вливанию бюджетных средств.
Третья ошибка – недостаточность стимулирующих мер для введения энергосберегающих технологий.
После того как новая идея полностью принята, неизбежно создаётся новая реальность.
Вандана Шива
Например, поддержка тем, кто действительно внедрял положения закона, была оказана не в полной мере из-за размытой позиции законодателя. По идее, внедрившие в производственную цепочку энергоэффективное оборудование предприятия должны были получить налоговые послабления. Но это не всегда происходило просто потому, что надо было доказать энергоэффективность оборудования. Это не всегда можно было сделать из-за пробелов в законодательстве.
Зато политика санкций действовала безотказно. Контролирующие органы, тот же Ростехнадзор, регулярно выписывали предписания и штрафы. Пришлось проделать большую работу, чтобы добиться правильного внедрения стимулирующих мер для предприятий.
В настоящее время порядка 170-ти СРО энергоаудиторов трудятся в России. С января 2014 года ни одной новой организации зарегистрировано не было, что говорит о стабилизации рынка.
Поддержите автора, оцените статью!