Федеральный Закон 315 о саморегулируемых организациях
Основным нормативно-правовым актом, устанавливающим правовой статус СРО в Российской Федерации, является федеральный закон N 315-ФЗ от 01.12.2007 «О саморегулируемых организациях» (далее просто «Закон о саморегулируемых организациях»).
При этом, естественно, есть и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность некоммерческих партнерств в отдельных сферах профессиональной деятельности. Например, деятельность СРО в сфере рекламы регламентируется еще и законом «О рекламе». А СРО арбитражных управляющих опирается на закон «О несостоятельности(банкротстве)»
Закон 315 стал мощным фундаментом для создания правовой базы большинства саморегулируемых организаций. Но при этом он не регламентирует деятельность СРО в сфере ценных бумаг. Для этих организаций предусмотрена своя нормативная база: Гражданский кодекс РФ, Постановление ФКЦБ РФ от 01.07.1997 № 24 , ФЗ «О рынке ценных бумаг», ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
На кого распространяет свое действие Закон 315 о саморегулируемых организациях
Согласно общепринятым нормам вступление и членство в некоммерческих партнерствах дело сугубо добровольное. Но ч. 2 ст. 5 ФЗ-315 оставляет законотворцам право устанавливать обязательное членство в СРО федеральными законами. Отсюда не возникает противоречия, когда мы видим попытки законодателя заменить лицензируемую деятельность альтернативой — саморегулированием и допусками СРО.
На данный момент обязательное участие в СРО должны принимать:
- арбитражные управляющие;
- оценщики;
- аудиторы и аудиторские организации;
- строительные компании;
- проектные компании;
- изыскательные организации;
- энергоаудиторы.
Такое положение, по началу, вызывало немало вопросов у профессиональных участников рынка. Некоторые даже обращались в Конституционный Суд за разъяснением.
Гражданину Меженцеву А.Г., например, было непонятно как ст. 30 Конституции РФ сочетается с п. 1 ст. 20 ФЗ-127 «О несостоятельности (банкротстве)». Конституция говорит о том, что ни один гражданин не может принудительно вступать и прибывать в каком-либо объединении. А ФЗ обратно устанавливает требование об обязательном членстве в СРО.
Конституционный суд РФ разъяснил, что арбитражный управляющий обладает особым публично-правовым статусом. Этот статус позволяет предъявлять к нему повышенные требования. В том числе и требования вступления в СРО, как профессиональную организацию, также разделяющую ответственность вместе с арбитражным управляющим.
После аргументированного ответа вопросы исчезли. Заниматься деятельностью, подпадающей под контроль саморегулирования, можно только в качестве члена СРО.
Поддержите автора, оцените статью!