Правовой статус саморегулируемых организаций
Саморегулирование как институт существует в России гораздо дольше чем может показаться на первый взгляд. Оно насчитывает порядка 140 лет (если не брать в расчёт существование общинного самоуправления деревень).
Самоуправление заложено в основу адвокатуры и коллегии адвокатов уже в XIX веке. Так, реформа 1864 г. подразумевала создание адвокатуры как самоуправляемой организации.
Однако введение института СРО в современной России стало результатом заимствования зарубежного опыта. В первую очередь – американского.
Процесс становления института саморегулирования продолжается. К настоящему времени законодательство о СРО не составляет единого целого. Отсюда в понятии правовой статус саморегулируемых организаций существует некоторая неопределённость.
Исторический взгляд на правовой статус саморегулируемых организаций
В Средние века в Западной Европе появились первые правила и стандарты саморегулируемых организаций. Этими организациями были гильдии купцов, объединявшихся по предмету своей торговли и вырабатывающих систему юридических отношений между членами корпорации. Именно выполнение субъектами, действующими в определённой сфере, правил и стандартов, вырабатываемых не государством, а самими субъектами – есть суть идеи саморегулирования. Для поддержания договорённостей создаётся СРО, которая надзирает за их исполнением, а также применяет санкции к нарушителям.
Простая формула «делай приличную работу, и она даст доход» в современной деловой жизни считается устаревшей.
Генри Форд
Саморегулирование, опирающееся на принципы гражданского права, осуществляется независимо есть ли в законодательстве нормы о СРО или нет. Оно существует в рамках гражданско-правовых организационных отношений.
Первые СРО в России были созданы после принятия Федерального Закона от 22 апреля 1996г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». В результате административных реформ начала 21 века в России происходит активная передача ряда функций от государства к саморегулируемым организациям. В передаче важную роль играет Федеральный Закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
Отличие СРО от других НКО
СРО отличаются от иных некоммерческих организаций целями, функциями, объёмом полномочий в отношении своих членов. Цель СРО – добросовестное осуществление членами СРО своих прав и обязанностей перед потребителями услуг, защита прав клиентов. Для обеспечения основной цели СРО наделяется властными полномочиями в отношении своих членов. Эти полномочия одновременно и обязанность СРО, т.е. неотъемлемая часть её административно-правового статуса.
Другим отличием выступает возможность возложения на неё имущественной ответственности за деятельность своих членов. Например, по ст.60 ГрК РФ СРО несёт субсидиарную ответственность по возмещению вреда клиентам, наступившего в результате деятельности её членов.
Различают два вида СРО. Саморегулируемые организации, у которых функции публичного характера предоставляются как ей самой, так и каждому её члену (СРО арбитражных управляющих). Вторым видом выступают организации, у которых функции публичного характера предоставляются только ей. Такие СРО наделены правом допуска к специальной деятельности (замещение государственного лицензирования). Примером являются СРО оценщиков.
Поддержите автора, оцените статью!