Чем полезны СРО для малого бизнеса?
Вся строительная отрасль в нашей стране держится на малом бизнесе – именно предприятия со штатом в 5-50 человек занимают две трети рынка. Когда в 2008 году только начиналась подготовка к переходу на саморегулирование, многие скептики готовы были попрощаться с основной массой небольших строительных компаний.
И уже в 2009 многие из них действительно ушли с рынка, только в течение следующего года было снова зарегистрировано впечатляющее число новых ИП и юридических лиц. Здесь малый бизнес показал своё хрестоматийное преимущество – способность быстро переориентировать свою деятельность.
Компании никуда не исчезали, и хоронить их было ещё очень рано. Зато пойти в новом, более узком направлении им помог именно переход к саморегулированию.
Случайная польза СРО для малого бизнеса
Внезапным положительным эффектом от работы СРО для малого бизнеса стала беспрецедентная ясность в вопросах ответственности. Одно дело назвать себя строительной компанией и спокойно монтировать входные двери, но совершенно другое — получить разрешение на конкретные виды работ и безвозмездно отдать за это 300 тысяч.
Когда приводится сравнение, сколько было зарегистрировано строительных фирм до введения саморегулирования, и сколько их осталось через год работы первых СРО, коэффициент кажется пугающим – вторая цифра меньше примерно в 10 раз.
Однако правительственные речи о том, что так мы очистили рынок от «недобросовестных участников», вовсе не так циничны, как кажется на первый взгляд. Примем во внимание хотя бы то, что львиная доля этих компаний вообще никогда не была строительными. Облицовка и ремонт квартир – это очень важно, но не в масштабе капитальной стройки. Итак, СРО и малый бизнес остались наедине. Но всё же не лицом к лицу, а по одну сторону баррикад.
В лице саморегулирования никакого врага не оказалось – именно к владельцам малых предприятий взывают сейчас из государственного аппарата с просьбой действительно принять участие в регулировании.
Зачем это строителям? Как самые успешные из них используют СРО?
1. Стандарты правят бизнес
Есть в каждой СРО такой замечательный принцип, как следование стандартам. За счёт этой иногда абсурдно пристрастной верности правилам ныне живущие строительные компании избавились от половины своих конкурентов.
2. Генеральный подряд для начинающих
Те, кто справился, пошли ещё дальше и преодолели стереотип о вечном субподрядчике. Компании с штатом в 20 человек получили простую возможность принимать на себя организацию строительства, что послужило поводом расширять свои компетенции в этом направлении. Если первый свой договор генподряда компания заключала в привычно тесных условиях, то ко второму это была уже значительно более развитая фирма, с большим количеством специалистов.
3. Демпинг наконец-то наказуем
До последнего времени чуть ли не на каждом тендере находилась компания-вечный победитель, сбивавшая цену до беспредельно низкой отметки. После поправок в №44-ФЗ это стало не так просто, а в перспективе будущих изменений, которые коснуться тендеров на госзаказы, станет ещё менее вероятно.
Главное доказательство жизнеспособности системы в том, что малый бизнес по-прежнему занимает основной сегмент рынка. Вырасти из маленькой компании в большую суждено только 5% начинающих строителей, и объясняется это тем, что в строительстве просто удобно сохранять мобильность бизнеса.
Поддержите автора, оцените статью!